Часть 1, из которой
читатель сможет узнать, как строить
мачты.
Поскольку в последнее время судостроение для масштаба 28 мм, похоже, становится востребованной темой, я решил, что было бы невредно поделиться с варгеймерской общественностью накопленным опытом.
Я считаю своим долгом с самого начала торжественно заявить, что многие аспекты конструкции рангоута были значительно упрощены, и поэтому воспринимать нижеизложенное как монументальный труд по судомоделизму не стоит. Тем не менее, я склонен питать надежду, что нижеизложенные практические рекомендации всё же окажутся для кого-нибудь полезными.
Начиная примерно с XVI века мачты состояли из нескольких частей. Нижняя из них называлась, собственно, нижней мачтой, далее следовали стеньга, брам-стеньга (на фото таковая отсутствует) и флагшток. В свою очередь, составные части мачты соединялись между собой с помощью салингов и эзельгофтов.
Я считаю своим долгом с самого начала торжественно заявить, что многие аспекты конструкции рангоута были значительно упрощены, и поэтому воспринимать нижеизложенное как монументальный труд по судомоделизму не стоит. Тем не менее, я склонен питать надежду, что нижеизложенные практические рекомендации всё же окажутся для кого-нибудь полезными.
Начиная примерно с XVI века мачты состояли из нескольких частей. Нижняя из них называлась, собственно, нижней мачтой, далее следовали стеньга, брам-стеньга (на фото таковая отсутствует) и флагшток. В свою очередь, составные части мачты соединялись между собой с помощью салингов и эзельгофтов.
Практика показывает,
что при постройке чего бы то ни было,
включая рангоут, неплохо с самого начала
представлять, что должно получиться в
итоге. Поэтому в высшей степени полезным
будет набросать чертёж строящегося
плавсредства с мачтами – на бумаге или
в фотошопе, как кому удобнее – перед
началом изготовления рангоута. Чертёж
не гарантирует, что итоговый результат
не окажется непропорциональным, но
делает такой исход гораздо менее
вероятным. Если представления читателя
о внешнем виде рангоута можно определить
как весьма смутные, стоит поискать в
интернетах чертежи парусных кораблей
подходящего периода и типа и черпать
вдохновение из оных.
Итак, перейдём, наконец,
от общих замечаний к постройке мачт.
Как было сказано выше, мачта состоит из
нескольких частей. Эти составные части
следует изготавливать из дерева
(достаточно длинные пластиковые палки
имеют тенденцию сгибаться от натяжения
такелажа и по любому поводу ломаются,
так что деревянные мачты и реи будут
намного прочнее, чем пластиковые). Для
этой цели подойдёт либо деревянная
рейка круглого сечения, либо кисточки.
Важно заметить, что каждая часть мачты
должна быть тоньше, чем расположенная ниже,
т.е. стеньга должна быть тоньше мачты,
а флагшток – тоньше стеньги.
В данном случае нижняя
мачта сделана из рейки диаметром 7 мм,
а стеньга и флагшток – из кисточек
(диаметром около 5,5 и 4 мм соответственно).
Для более крупного корабля нижнюю мачту
можно сделать из рейки диаметром 10 мм,
а стеньгу – из рейки диаметром 7 мм.
Салинги в XVII
– начале XVIII века состояли
из двух продольных (лонга-салинги) и
двух поперечных (краспицы) брусьев.
Зная диаметр мачты и
стеньги (либо стеньги и флагштока),
нетрудно рассчитать размеры салинга.
Следующий шаг – вырезать
заготовки необходимой длины. Я изготовил
их из полистирола; в принципе, с тем же
успехом можно вырезать их из дерева.
Заготовки обрабатываются
напильником.
Затем в них вырезаются
пазы.
После этого из
лонга-салингов и краспиц склеивается
салинг.
Теперь нужно обрезать
концы салинга. Салинг готов.
Если на салинг нужно
установить марс, всё несколько сложнее.
Из картона толщиной 2
мм вырезается основа марса (в моём случае
диаметр марса равен 60 мм). Обратите
внимание: ширина отверстия должна
соответствовать сумме диаметров мачты
и стеньги и длины промежутка между ними.
На основу наклеиваются
полоски картона толщиной 1 мм, которые
изображают доски.
Когда клей высохнет,
излишки картона необходимо срезать.
Теперь в марсе нужно
просверлить отверстия под стень-ванты.
Расстояние между отверстиями зависит
от размеров стеньги и марса; в данном
случае оно составляет 10 мм. Сверлить
отверстия следует, положив заготовку
на какую-нибудь плоскую поверхность,
которую не жалко немного просверлить
– если сверлить на весу, картон с большой
вероятностью порвётся. После этого
отверстия, а также края марса, нужно
пролить суперклеем. После высыхания
следует заново рассверлить отверстия,
обрезать все выступающие части и
отшлифовать заготовку мелкой шкуркой.
Теперь к марсу можно
приклеить салинг.
Наконец, после высыхания
нужно подрезать концы салинга (следя
за тем, чтобы они не выступали за края
марса).
Следующая деталь –
чиксы (крепившиеся к мачтам плоские
накладки, на которые укладывались
лонга-салинги). Чиксы можно изготовить
из пластика или из картона – в данном
случае они вырезаны из пластика.
Перейдём теперь к
изготовлению эзельгофтов. В данном
случае речь пойдёт о более простых
эзельгофтах так называемого "английского"
типа. Такой эзельгофт представляет
собой прямоугольный брусок. Его длина
должна быть равна сумме диаметров мачты
и стеньги и длины промежутка между ними
плюс примерно 2 мм. Ширина, соответственно,
должна превосходить диаметр мачты на
те же 2 мм.
В заготовке следует
просверлить два отверстия. Отверстие
под стеньгу – сквозное.
Отверстие под мачту,
наоборот, не должно быть сквозным.
В данном случае эзельгофты
были изготовлены из пластика; их также
можно изготовить из дерева или, например,
из нескольких слоёв картона, проклеенных
суперклеем. В последнем случае отверстия
стоит прорезать на стадии вырезания
слоёв детали из картона.
(На фото можно наблюдать румпель, склеенный из трёх слоёв картона толщиной 2мм, каковой был задействован для иллюстрации за неимением склеенного из картона эзельгофта)
(На фото можно наблюдать румпель, склеенный из трёх слоёв картона толщиной 2мм, каковой был задействован для иллюстрации за неимением склеенного из картона эзельгофта)
Последняя деталь,
которую нужно изготовить – это клотик.
Для этого нужно выбрать литник круглого
сечения подходящего диаметра (несколько
шире топа флагштока).
Заготовке нужно придать
округлую форму.
Затем нужно вырезать
углубление для более надёжного крепления
клотика к флагштоку.
Наконец, клотик нужно
отрезать, приклеить к флагштоку и, после
высыхания, отшкурить.
Итак, все детали готовы
и можно приступать к сборке мачты.
В первую очередь к мачте
и стеньге приклеиваются салинги. При
этом нужно следить за тем, чтобы салинги
были приклеены под прямым углом к мачте.
После этого нужно
приклеить чиксы.
Затем приклеиваются
эзельгофты. Опять же, эту операцию нужно
производить с максимальной аккуратностью,
чтобы ничего не перекосить.
Теперь устанавливается
флагшток. Он должен быть расположен
строго параллельно стеньге.
Наконец, нужно установить
стеньгу. Мачта готова.
В заключение – несколько замечаний о
проводке фалов и влиянии оной на
конструкцию мачт. Фалами называются
элементы бегучего такелажа, которые
служат для подъема и спуска реев
(соответственно, в нашем случае они
служат для удержания реев на необходимой
высоте). Фалы можно проводить тремя
способами.
Во-первых, через
эзельгофты – в данном случае фалы
проходили через отверстия в эзельгофте.
Для этого нужны эзельгофты более сложной
конструкции, чем те, о которых говорилось
выше – эзельгофты так называемого
французского, или континентального,
типа, с выпуклой задней частью.
Во-вторых, через отверстия
в чиксах. Такая проводка фалов была
типична для английских судов начала 17
века.
В дальнейшем этот метод
проводки фалов был заменён третьим,
которым предпочитаю пользоваться я –
через блоки, подвешенные к топу мачты.
Отличная и очень познавательная статья! Спасибо.
ОтветитьУдалитьБлагодарствую. Всегда рад поделиться опытом.
УдалитьПросто и понятно, большое спасибо - скорее за то, что статья годится в качестве примера, как стоит писать такие тексты, чем за содержание - я не повелся на пиратиков :)
ОтветитьУдалитьБлагодарю за столь лестную оценку моей деятельности.
УдалитьСпасибо! Очень хорошая статья.... А я наверное поведусь на пиратиков :)
ОтветитьУдалитьКак говорится в таких случаях, рад стараться.
УдалитьОчень интересно, я теперь буду знать как это все называется
ОтветитьУдалитьСпасибо. Собственно, я решился взяться за перо не в последнюю очередь под влиянием нашей с вами беседы на тему рангоута. Да, кстати говоря, на подходе вторая часть - про реи и бушприт.
УдалитьХорошая статья, правильная!
ОтветитьУдалитьНе допонял одну вещь: салинги параллельны, топ мачты толще шпора стеньги, как же оный шпор там держится? Там есть шлагтов?
Во-первых, спасибо.
УдалитьВо-вторых, шпор стеньги держится на суперклее - главное - налить побольше ;)
Можно, конечно, вспомнить о том, что в действительности топу мачты и шпору стеньги придавали четырехгранную форму, причём топ мачты значительно стачивали, что можно видеть, в частности, на трех картинках в статье, позаимствованных из Андерсона. И, соответственно, воспроизвести всё это дело на модели. Но практика показывает, что суперклея достаточно. (предваряя возможное возражение: если продолжить говорить о том, как всё должно быть в действительности, то обойтись без шлагтова в любом случае не получится)
Не не, я тоже за упрощение. Мне просто непонятно было что держит стеньгу от боковых наклонов, одной дырки в эзельгофте явно недостаточно, должна была быть еще точка опоры в салингах. А если там стеньга тоньше мачты получится люфт.
УдалитьСам строю доп корабли к звездовским галеонам в 1:350. Там все проще с люфтами и заливкой суперклеем ;))