вторник, 9 октября 2018 г.

Такелажные работы – 1


Проводка стоячего такелажа

 
После подзатянувшегося перерыва автор этих строк возвращается к написанию заметок о судостроении для варгеймерских нужд. Как видно из заголовка, в заключительной серии статей речь пойдёт о такелаже, т.е. о совокупности тросов, служащих для удержания рангоута и управления парусами. Также будет рассмотрен пошив парусов.

Нелишним будет для начала сделать торжественное заявление. Такелаж, о котором пойдёт речь, можно описать фразой "предельно упрощённый". Бывалый судомоделист (по крайней мере, сферический в вакууме) должен за столь скудный такелаж на столь крупномасштабной модели побить автора этих строк камнями. Тем не менее, автор этих сток всё же рискнёт изложить свои соображения на этот счёт.

Во-первых, мы пишем о судостроении для варгейма, каковой жанр предполагает, в частности, возможность без особенных стеснений перемещать по палубе миниатюры. Если установить на модель весь такелаж, который должен наличествовать на парусном судне, перемещение по палубе миниатюр станет, по меньшей мере, нетривиальной задачей.
Поэтому от установки некоторых снастей автор этих строк сознательно отказался, а часть оставшихся (в особенности это касается брасов) будут проведены заведомо неправильным образом. Цель всех этих сомнительных мероприятий – облегчение доступа к палубам – оправдывает средства (по крайней мере, по мнению автора этих строк).

Во-вторых, поскольку упрощение такелажа признано неизбежным, можно заодно отказаться от установки ряда снастей, которые на итоговой модели будут малозаметны, но, при этом, их установка сопряжена со значительными трудностями.

Вообще, при установке такелажа на судомодель, предназначенную для варгейма, преследуются две цели: обозначить наличие этого самого такелажа и закрепить рангоут. Так что воспринимать данные заметки как некоторого рода фундаментальную энциклопедию о корабельном такелаже не стоит. Если читателю захочется ознакомиться с означенным предметом поподробнее, присоветуем начать это знакомство с классической книжки О. Курти в русском переводе ("Постройка моделей судов", Л., 1977), либо, если читатель знаком с языком Шекспира, с трудом Р.Ч. Андерсона "The Rigging of the Ships in the Days of Spritsail Topmast, 1600-1720" (наиболее распространено репринтное издание, New York, 1994).

Итак, сделав все необходимые предварительные замечания, можно, наконец, приступить к установке стоячего такелажа.

Шаг 1 – предварительные процедуры.

Как легко может заметить читатель, за время, прошедшее с момента предыдущей публикации, модель была покрашена. Распространяться о деталях этого процесса автор этих строк не станет, поскольку процесс обмазывания модели основным цветом и нанесения поверх проливки не заключает в себе, по-видимому, ничего нового для читателей. Можно только заметить, что в процессе на модель были установлены решётка палубного люка…


…трапы…


…и орудия.


Нижние мачты крупных кораблей изготавливались из нескольких частей (поскольку найти дерево соответствующего диаметра было невозможно), каковые удерживались вместе тросами, называемыми вулингами (в XVIII века для этих целей начали использовать деревянные или металлические обручи, называемые бугелями). При постройке модели судна достаточно крупного размера (с мачтами диаметром от 9-10 мм) нелишним будет изобразить эти самые вулинги.
Для этого нужно приклеить к мачте конец достаточно толстой (0,7 – 1 мм) нити…


…обернуть нить вокруг мачты…


…затем – закрепить (опять же, с помощью клея) конец нити…


…и отрезать всё лишнее.


Также следует установить на модель ватер-вулинг (канат, с помощью которого крепился бушприт). Для этого нить (также толщиной 0,7 – 1 мм) нужно пропустить через отверстие в княвдигеде.


Затем нить нужно обернуть вокруг бушприта и снова пропустить через упомянутое отверстие.







При этом нить можно закрепить на бушприте с помощью клея.


Далее нужно обернуть нить вокруг бушприта и пропустить её через отверстие в княвдигеде ещё несколько раз.


Наконец, нужно связать концы нити…


…и затянуть узел.


После этого узел нужно пролить клеем и обрезать остатки нити, а сам узел – заправить в отверстие в княвдигеде.

Шаг 2 – ванты

Для того, чтобы установить на модель ванты, помимо нити (точнее, нитей двух типов – потолще и потоньше; в данном случае были использованы нити толщиной 0,5 и 0,7 мм) потребуются юферсы.


При желании (и известном упорстве) юферсы можно выточить самостоятельно, однако гораздо проще купить готовые, благо разного рода интернет-магазинов, торгующих судомодельной атрибутикой, достаточно много.
Автор этих строк предпочитает использовать юферсы диаметром 7 мм, впрочем, здесь возможны варианты.

Итак, прежде всего следует нарезать более тонкую нить на куски длиной около 25-30 см (цифра очень приблизительная; она сильно зависит от требуемого расстояния между верхними и нижними юферсами).


Полученный отрезок нити нужно обернуть вокруг юферса таким образом, чтобы длина более короткого конца оказалась около 20-30 мм.


После этого нить нужно завязать на узел (лучше – на несколько узлов) и пролить узел суперклеем.


Полученную конструкцию нужно вставить (коротким концом нити) в отверстие в руслене или в марсе.


В означенное отверстие следует капнуть некоторое количество суперклея…


…и, пока клей не засох, вставить всю конструкцию в отверстие до упора.


Дождавшись высыхания клея, следует обернуть (дважды или трижды) длинный конец нити вокруг конца, закреплённого в руслене, и завязать его узлом…


…после чего следует пролить полученный узел суперклеем.


Далее следует повторить вышеописанные процедуры с другими юферсами.


Наконец, дождавшись полного высыхания клея, нужно обрезать оставшиеся торчать вниз концы нитей.


Теперь нужно привязать юферс к концу нити толщиной 0,7-1 мм.


Короткий конец нити следует подрезать (так, чтобы его длина составляла около 10 мм) и приклеить к основной нити.


Для проведения дальнейших работ необходимо согнуть (например, из канцелярской скрепки) четыре скобы. Длина скоб зависит от желаемого расстояния между юферсами; в данном случае она равна 15 мм.


При помощи скоб нужно соединить нижний юферс с верхним (вокруг которого обвязана нить), как показано на фото.


С противоположной стороны следует, также с помощью скоб, установить ещё один юферс.
 

Нить следует провести поверх салинга…


…и, натянув (по возможности сильнее), обвязать вокруг верхнего юферса на противоположном борту.


После этого оставшийся конец нити следует подрезать и приклеить к нити так же, как это было проделано ранее.


Теперь (только с одного борта!) следует вытащить скобы из юферсов.


Свободный конец тонкой нити следует пропустить через ближайшее к корме отверстие нижнего юферса сзади, как показано на фото.


Затем талреп (так правильно называется этот элемент такелажа) нужно пропустить через соответствующее отверстие верхнего юферса.


Кстати, нужно заметить, что использование пинцета может существенно упростить описываемые работы.


Так вот, после этого талреп пропускается через центральное (оно же нижнее) отверстие нижнего юферса…


… а затем – через центральное отверстие верхнего юферса.


Теперь осталось пропустить талреп через последнее отверстие сначала в нижнем…


…а затем – и в верхнем юферсе.


Наконец, талреп нужно натянуть и привязать к ванте, после чего следует пролить узел клеем и обрезать оставшийся конец нити.


После этого нужно натянуть талреп с другой стороны, а затем установить остальные ванты.


При этом нужно обращать внимание на то, чтобы ванты укладывались на салинг в правильном порядке, одна за другой.


Затем следует вышеизложенным образом установить ванты на все остальные мачты и стеньги.


Шаг 3 – выбленки

Теперь пришло время установить выбленки. Их следует изготавливать из нити, более тонкой, чем та, из которой изготавливались ванты. В нашем случае была использована нить толщиной 5 мм.

Конец нити следует привязать к передней ванте…


…затянуть узел…


…и пролить его клеем.


Теперь следует затянуть узлы на следующих двух вантах. Проливать эти узлы клеем необязательно.


Наконец, нужно завязать последний узел и пролить его клеем.


Затем, отступив вверх 10 мм…


…нужно установить ещё одну выбленку.


Продолжайте устанавливать выбленки, пока не дойдёте до топа мачты. Когда все выбленки будут установлены и клей высохнет, нужно обрезать выступающие концы нитей. Это нужно проделать с большой аккуратностью, чтобы не повредить ванты.


И, как уже, наверное, догадался читатель, далее нужно повторить все описанные операции с остальными вантами.


Шаг 4 – штаги

Последняя оставшаяся операция – это установка штагов. По сравнению с вышеописанными ужасами эта операция, по всей вероятности, покажется читателю милой забавой.

Итак, прежде всего нужно пропустить нить через салинг под вантами, как показано на фото.


Затем нить нужно обернуть вокруг мачты или стеньги…


…и пропустить под вантами с другой стороны.


После этого нужно завязать нить на узел…


…и, подрезав короткий конец до длины около 10-15 мм, приклеить его к основной нити таким же образом, как было описано выше применительно к вантам.


Теперь нужно протянуть другой конец штага до объекта, к которому он должен крепиться (в данном случае – до топа фок-мачты) и закрепить его таким же образом, как описано выше.


Автор этих строк счёл целесообразным (исходя из соображений, рассмотренных выше) установить три штага, а именно грот-стень-штаг, фока-штаг и фор-стень-штаг.


В заключение нужно заметить, что в местах, где был использован суперклей, детали такелажа следует (после высыхания оного, конечно) обработать чёрной проливкой. Также невредно было бы подкрасить те части корпуса, слой краски на которых был так или иначе повреждён в ходе рассмотренных выше работ.

7 комментариев:

  1. Это прекрасно! Носовая фигура и гальюн хороши!
    Грота-штаг не поставлен намеренно, правильно понимаю?
    И при всех упрощениях душа моя не может смириться с отсутствием вант-путенсов. Я бы обтягивая ванты, а потом ещё добавив штагом, непременно вырвал руслени к черту. 👏

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо (в особенности - за высокую оценку гальюна, с коим я мучился больше недели).
      Относительно грота-штага подмечено совершенно верно. Он действительно мешает двигать рукой над палубами.
      Насчёт вант-путенсов должен заметить, что суперклей удивительно хорошо всё держит, если наливать его в больших количествах. Так что за всю историю наблюдений никаких инцидентов русленями или юферсами не было.

      Удалить
  2. Очень интересная серия статей. Результат отменный. С нетерпением жду окончательного результата.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Собственно говоря, к настоящему моменту корабль достроен и всё, что нужно, зафотографировано; осталось только сочинить сопроводительные тексты, так что две финальные части будут скоро.

      Удалить
  3. А вот если сделать вооружение парусное простым но рабочим.... ну чтоб стакселя и Оливера поднимались хотя бы. Надо бы мне на своей игровой модели заморочится

    ОтветитьУдалить