пятница, 20 октября 2017 г.

Ещё несколько замечаний относительно постройки рангоута


Часть 2, в которой изложены соображения о том, как строить реи и бушприт, а также рассмотрены некоторые сопутствующие вопросы.

Реи имеют круглое сечение и при этом (о чём иные по непонятной причине часто забывают) сужаются к концам. Поэтому целесообразным представляется изготавливать реи из кисточек.
Прежде всего нужно отпилить две заготовки нужной длины (на фото – четыре заготовки, поскольку зафиксирован процесс изготовления двух реев – нижнего и марса-рея).
Заготовки следует тщательно отшкурить (в особенности, если в дело пошли использованные кисти). Затем на расстоянии 5 мм от обоих концов каждой заготовки следует пропилить неглубокие канавки – они потребуются для того, чтобы крепить такелаж.
После этого следует просверлить в заготовках отверстия
Вставить штифты
И склеить между собой заготовки. Если после склейки в центре останется щель, её нужно будет зашпаклевать.
Рей готов.

Реи для латинских (т.е. треугольных) парусов (эти реи называются рю) изготавливаются аналогичным образом, с тем исключением, что канавка под фал делается только одна, строго по центру рю (собственно, там, где соединяются половинки).

Несколько сложнее дело обстоит с реями для триселей.
Триселем называется косой парус, имеющий форму неправильного четырехугольника. Для крепления триселя используется рей особой формы, называемый гафелем. Снизу трисель может крепиться на другой рей, называемый гиком, однако наличие гика необязательно (и вообще, по изобразительным источникам складывается впечатление, что гик появляется значительно позднее гафеля). На фото можно наблюдать трисель со свободной нижней шкаториной (т.е. без гика).
Насколько мне удалось выяснить, трисели появляются где-то в середине XVII века и первоначально используются исключительно на одномачтовых судах. Наличие триселей на двухмачтовых судах, да, в общем, и сами двухмачтовые суда в XVII веке – довольно скользкая тема. Например, согласно сводным таблицам из книги "Great Ships", в английском флоте первая бригантина (Whisper) появилась в 1672 году. Но, поскольку упомянутая книга, как видно из названия, большей частью посвящена линейному флоту, детали, из которых можно было бы уяснить, что именно англичане подразумевали в 1672 году под словом «бригантина», в ней не приводятся. Повторюсь – скользкая тема. В любом случае, на бизань-мачтах трехмачтовых кораблей трисели приходят на смену латинским парусам только в XVIII веке, притом далеко не в самом начале.
Вернёмся, однако, к теме изготовления реев. Отличительной особенностью гафелей и гиков являются так называемые усы, находящиеся на нижнем конце соответствующего рангоутного дерева. Усы предназначены для того, чтобы гафель и гик могли поворачиваться относительно мачты.

Итак, гафель, как и другие реи, изготавливается из кисточки. На узком конце пропиливается канавка для крепления дирик-фала; другой конец следует обтесать так, чтобы, во-первых, гафель прилегал к мачте под нужным углом, и, во-вторых, чтобы было куда приклеивать усы.
Усы можно вырезать из пластика или дерева (в данном случае был использован пластик)
На фото можно наблюдать заготовки, каковые надлежит обточить…
…примерно до такого состояния. Кстати, будьте морально готовы к тому, что в процессе обтачивания заготовки будут запороты и придётся начинать всё сначала.
Наконец, в готовых заготовках можно пропилить канавку для проводки бейфута (замечу: как будет показано ниже, это необязательно, поскольку в действительности бейфут проводится иначе).
Теперь в гафеле и усах следует просверлить отверстия под штифты
После чего всю конструкцию можно собирать.
Гафель почти готов; остаётся последняя (и тоже необязательная) операция.
У основания усов нужно просверлить сквозное отверстие для проводки бейфута.
При монтаже рангоута толстая нитка, выполняющая функции бейфута, пропускается через это отверстие, походит по углублениям в усах и оборачивается вокруг мачты. Для полной уверенности бейфут стоит приклеить к мачте суперклеем.
На этом месте я обязан торжественно заявить, что, вообще-то, бейфут проводится от одного конца усов к другому (и ни в коем случае не пропускается сквозь гафель), так что предлагаемая выше конструкция может быть определена как абсолютно апокрифическая.
В данном случае отход от правды жизни объясняется тем, что предлагаемый способ крепления несколько удобнее и, с определённой точки зрения, более надёжен.
Впрочем, можно придумать что-нибудь ещё. Например, прикрепить гафель непосредственно к мачте штифтом.

Наконец, пришла пора поговорить о бушприте. Как и многие другие детали рангоута, бушприт сужается к концу и, соответственно, его можно изготовить из кисти подходящего размера.
На небольших судах бушприт, как правило, состоял из единственной детали. На более крупных кораблях в XVII – начале XVIII века на конце бушприта устанавливалась небольшая мачта, называемая блинда-стеньга.
В более поздний период бушприт делался составным из двух частей – собственно бушприта и утлегаря.
Так или иначе, здесь будет рассмотрена постройка простого бушприта.

Как уже мог догадаться проницательный читатель, от кисти нужно отпилить кусок необходимой длины. На конце отпиленной заготовки (отступив от самого конца примерно 10 мм) следует сделать канавку для крепления штага. Если бушприт делается для относительно крупного двух- или трехмачтового судна, может потребоваться сделать вторую канавку для штага примерно на середине длины бушприта (её точное расположение зависит от высоты и расположения фок-мачты и должно определяться эмпирически). Кстати, если у исходной кисти был острый конец, его стоит основательно затупить.
На относительно крупных кораблях крепление бушприта не представляет затруднений (если, разумеется, предусмотреть всё необходимое на стадии постройки корпуса), поскольку бушприт уходит внутрь носовой надстройки.
На более мелких судах бушприт мог крепиться разнообразными способами – например, между двух битенгов. (Уточню на всякий случай: в рассматриваемый период битенгами назывались столбы квадратного сечения, устанавливаемые на палубе корабля.) Как, наверное, сообразил проницательный читатель, битенги можно изготовить из различных материалов; в данном случае речь пойдёт о полистироловых литниках.

Прежде всего нужно выбрать литник достаточной толщины.
Литник нужно последовательно обточить с четырёх сторон – например, продольными движениями ножа, как показано на фото.
Итак, литник доведён до квадратного сечения.
Теперь следует отрезать заготовки необходимой длины (учитывайте, что битенг должен возвышаться над уровнем палубы примерно на 20 мм).
Верхнюю часть битенга нужно обтесать, как показано на фото.
Из пластика (или какого-нибудь другого подходящего материала) нужно вырезать опору для бушприта.
Теперь все детали нужно склеить. При этом можно просверлить в них отверстия и поставить штифт для увеличения прочности конструкции.
В готовом виде деталь будет выглядеть так:

Итак, бушприт и битенги готовы.
В собранном виде вся конструкция выглядит следующим образом:
Обратите внимание: после покраски бушприт следует прикрепить к форштевню ниткой для повышения прочности конструкции. Отверстия в форштевне, разумеется, следует просверлить в ходе сборки корпуса.
На более крупных кораблях крепление бушприта осуществляется так:
В заключение замечу, что канат, которым бушприт крепится к форштевню, называется ватер-вулинг.

18 комментариев:

  1. Брашпиль мне в пасть !!! Обалденно!! Спасибо...

    ОтветитьУдалить
  2. Да уж, это у же за пределами варгейма 8о
    неимоверно скрупулезный подход к кораблестроению

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во-первых, спасибо. Во-вторых, неимоверно скрупулезный подход - это, всё-таки, не про меня; я упрощаю всё, что можно упростить, а кое-что вообще перевираю.

      Удалить
  3. никогда не думал, что это путаница веревочек и палочек на корабликах имеет свою логику. проникаюсь ей, спасибо за разъяснения и объяснения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Про путаницу верёвочек будет отдельная статья (скорее даже, несколько статей). Когда-нибудь.

      Удалить
    2. Если бы в этой путанице не было логики, не было бы такого понятия как матрос. :)
      Главное знать меру, и не начинать разбирать с какого года исчезла анапуть с дирик фала бизани, и когда шкоты крюйс-рея вели к ноку гафеля, а когда к путенс-вантам грот-мачты...

      Удалить
    3. Наверное, всё-таки не шкоты, а брасы крюйс-рея, или я чего-то недопонимаю?

      Удалить
    4. Виноват, старею. Конечно же брасы. Спутал с нижними свободными углами парусов.

      Удалить
  4. Увлекательно. Думаю, можно из дрели сделать маленький токарный станочек и обточить реи на тему сужения к концам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Идея интересная. Другой вопрос, что лично у меня старых кисточек много, так что я не уверен, когда соберусь эту идею протестировать.

      Удалить
  5. Отличная статья. Даешь знания в массы!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Аплодирую стоя, сэр! ))) Наишикарнейшая статья, мое почтение.

    ОтветитьУдалить
  7. офигеть. Но вот у меня с таким подходом будет очередной долгострой -(
    Так что буду делать с упрощениями

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело ваше, конечно, но я, вообще-то, писал именно про упрощённую технологию (настолько упрощённую, что настоящий судомоделист должен прийти в ужас).

      Удалить