пятница, 27 июля 2018 г.

Заметки о картонном судостроении


Часть 1, былое и думы, или предварительные замечания историко-философического характера.



Приборы и материалы: терпение в количестве, необходимом для того, чтобы прочитать авторские излияния при минимальном количестве картинок.

Впервые мысль о варгейме с использованием кораблей (вернее сказать, о таком варгейме, в котором помимо собственно конвенциональных миниатюр задействованы корабли) пришла в голову автора этих строк году примерно в 2011-м, когда он (в смысле, автор этих строк) узнал о существовании правил "Legends of the high seas" от Warhammer Historical, ныне покойного подразделения GW. По ряду причин обзавестись означенными правилами не удалось, так что автор этих строк в припадке самонадеянности принял решение писать правила самостоятельно. Подробно распространяться об этом процессе мы не станем, так как речь идёт не совсем об этом; здесь следует только сказать, что первая версия правил, вчерне набросанная в том же 2011-м, каковая была абсолютно ужасающей, предполагала масштаб 1/72.
В качестве материального обеспечения были закуплены, среди прочего, корабли в масштабе от 1/72 до 1/100 (с эпизодическими выходами в 1/150). Уже к середине следующего года стало ясно, что игра в её тогдашнем виде полностью неудовлетворительна, и, в частности, настоятельно необходимо отказаться от масштаба 1/72 в пользу 28 мм. В итоге, коллекция полусобранных полистироловых плавсредств была частью роздана знакомцам, а частью переместилась в дальние архивы, по пути получив многочисленные повреждения. В общем, фотографий остатков былого великолепия не будет (и, поверьте на слово, так будет гораздо лучше).
Очевидным образом, главным затруднением для перехода в 28 мм была проблема с кораблями. Доступные уже в те времена смоляные плавсредства от нескольких производителей обладали двумя существенными недостатками. Во-первых, они, мягко говоря, имели только самое отдалённое сходство с парусными кораблями (и, не без некоторого прискорбия, должен заметить, что к настоящему времени, несмотря на появление новых производителей, ситуация ничуть не изменилась). Во-вторых, их нужно было заказывать из-за рубежа, что в тот момент для автора этих строк было неприемлемо. Поэтому в конце 2012 – начале 2013 годов была предпринята первая попытка построить модель корабля из картона. Автор этих строк, как известный мегаломан, решил начать с фрегата длиной по килю 60 см (тут также стоит напомнить про упомянутую выше самонадеянность). Недостроенный фрегат до сих пор пылится на верхней полке.
Кроме очевидного недостатка навыков у изготовителя этого ужаса следует обратить внимание на то, что при постройке использовались ненадлежащие материалы – каркас был собран из картона толщиной 1 мм (а надо бы 2), а обшивка – из совсем тонкого картона (а стоило бы – около 1 мм толщиной).
В дальнейшем была предпринята попытка построить двухдечник сходных габаритов. Собранный в ходе означенной попытки каркас был впоследствии выкинут в ходе кампании по расчистке полок, как не представляющий художественной ценности.
Наконец, в пятнадцатом году автор этих строк предпринял третью попытку построить плавсредство, притом не одно, а сразу несколько. Всё началось с постройки каркаса брига, каковой был признан неудовлетворительным, поэтому тут же был заложен второй бриг, 

а также (в припадке отказа от мегаломании) - шлюп.



Немного поразмыслив, автор этих строк решил достроить и первый бриг, чтобы людям, которые приходят к нему играть, было чем, собственно говоря, играть. (N.B. К моменту публикации статьи этот бриг успел сменить владельца.)
Порядок окраски и проводки такелажа был обратным – вначале работы проводились на первом бриге (с тем, чтобы набить руку и проверить идеи на работоспособность), затем –на втором бриге и шлюпе.
Как показала практика, отказ от мегаломании пошёл на пользу – шлюп оказался самым удачным из трёх кораблей (и есть основания полагать, что так думает не только автор этих строк).
Кстати, насчёт мегаломании. Сейчас, оглядываясь назад, следует признать, что бриги вышли чересчур большими. Сходные размеры (и вооружение – 18 карронад и 2 пушки) имел широко известный бриг "Меркурий", который даже по меркам XIX века был очень крупным для своего класса (некоторые характеризуют его, как "почти фрегат"); в XVII же веке бригов с такими размерами и вооружением, по всей вероятности, не существовало.
Так или иначе, три корабля (а также два, как бы помягче выразиться, импровизированных плавсредства на базе ганзейских коггов от "Звезды", построенные по уже упоминавшемуся соображению – нужно снабдить людей, приходящих ко мне играть, некоторым материальным обеспечением, потому что сами они ан масс – лодыри) были достроены в начале 2016 года. В том же году со стапеля сошёл трехмачтовый корабль.

В середине следующего 2017-го года автор этих строк занимался постройкой шлюпа (аналогичного построенному ранее для себя) на заказ. Процесс изготовления рангоута для этого шлюпа лёг в основу выложенной в том же году статьи в двух частях на соответствующую тему.
И вот теперь автор этих строк приступает (вернее сказать, на момент написания этих строк уже некоторое время как приступил) к постройке улучшенной и дополненной версии трехмачтового корабля, о каковой он и собирается поведать общественности во всех возможных подробностях.
Да, в заключение – о том, какие уроки можно вынести из вышесказанного. Таковых, по меньшей мере, два. Во-первых, усердие всё превозмогает. Во-вторых, мегаломания – очевидное зло.
На этом, пожалуй, раздел предварительных замечаний следует завершить.

5 комментариев:

  1. Очень круто!!! Балдею от такого кораблестроения.

    ОтветитьУдалить
  2. Безусловно, целеустремленность, с которой флот строится годами, на перекор неудачам, достойна всяческого восхищения. В очередной разснимаю свойколпак 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарствую. *я не оставляю надежды, что мой пример кого-нибудь ещё сподвигнет на какие-нибудь свершения, собственно говоря, поэтому я и взялся писать эти заметки*

      Удалить