Пошив
парусов
После
ещё одного незапланированного перерыва
автор этих строк, наконец-то, нашёл время
и силы добить серию статей про судостроение.
На этот раз будет рассмотрено изготовление
парусов.
В
первом приближении паруса подразделяются
на прямые и косые; первые располагаются
перпендикулярно продольной оси корабля,
вторые – параллельно оной. Подробнее
о функциональных различиях типов парусов
читатель может прочесть где-нибудь ещё;
здесь достаточно будет упомянуть, что
в XVII – начале XVIII
века на фок- и грот-мачтах трехмачтовых
кораблей устанавливались прямые паруса,
а на бизань-мачте – латинский парус,
относящийся к косым. Прямые паруса
располагались на мачтах в несколько
ярусов. Нижние назывались так же, как
мачты, на которых они устанавливались
(т.е. фок и грот). Следующий уровень
парусов назывался марселями (фор-марсель
и грот-марсель). Ещё выше могли находиться
брамсели (но необязательно - в основном
их ставили на крупных кораблях) и, только
на наиболее крупных кораблях, бом-брамсели.
Кроме этого, на крупных кораблях на
бизань-мачте часто устанавливали
марсель; также можно упомянуть о том,
что прямые паруса устанавливались на
бушприте. Тем не менее, в данном случае
речь пойдёт о простом парусном вооружении,
состоящим из пяти парусов, а именно из
фока, фор-марселя, грота, грот-марселя
и латинского паруса на бизань-мачте.
Резоны, которыми обуславливается таковое
упрощение, автор этих строк изложил в
предыдущем выпуске заметок о такелажных
работах; повторное же изложение оных
он считает абсолютно излишним.
Прежде
всего следует начертить выкройки парусов
на бумаге и вырезать их. Размеры парусов,
очевидным образом, определяются, исходя
из размеров имеющихся элементов рангоута. Заметим,
что высота марселей должна соответствовать
расстоянию между салингами, к каковому
стоит добавить два-три сантиметра, чтобы
парусу можно было придать изгиб.
Также
нужно предусмотреть по краям паруса
(заметим в скобках: правильно называть их шкаторинами)
клапаны шириной примерно 10 мм. Нижнюю
шкаторину прямых парусов следует делать
изогнутой, как видно на фотографии.
Выкройку
нужно закрепить на ткани с помощью
булавок…
…после
чего следует вырезать заготовку.
Здесь,
кстати, следует обсудить используемую
ткань. Когда автор этих строк начинал
шить паруса, ему удалось заполучить
старую льняную простыню, из которой
были пошиты паруса плавсредств,
построенных в 2016 – 2017 годах. К настоящему
времени ресурс исчерпался, поэтому, в
порядке эксперимента, в судомодельном
магазине был закуплен перкаль, из
какового и были пошиты паруса, попавшие на
фотографии. Судомодельный перкаль
оказался существенно тоньше льна.
Поэтому, с одной стороны, пошитые из
него паруса смотрятся лучше, чем льняные;
с другой стороны, работать с ним сложнее
(в особенности это замечание относится
к шитью).
Итак,
парус вырезан. Теперь следует согнуть
клапан вдоль шкаторины пополам…
…затем
– загнуть его ещё раз…
…и
приметать его к парусу примитивным швом "вперёд иголку".
Теперь
следует произвести вышеозначенные
процедуры с остальными тремя шкаторинами.
Далее
предстоит крайне ответственная работа
– нужно прошить парус по периметру, а
также сымитировать швы между полотнищами,
из которых сшивались настоящие паруса.
В принципе, это можно сделать вручную,
но, с большой вероятностью, терпения
среднестатистического читателя на это
не хватит. Поэтому стоит воспользоваться
швейной машинкой. Поскольку автор этих
строк не обладает допуском к работе на
оной, сфотографировать подробности
процесса не вышло, так что читателю
придётся довольствоваться фотографией
результата.
Хвосты
ниток следует завязать в узлы…
…пролить
узлы клеем…
…и
обрезать всё лишнее.
Итак,
парус готов.
Теперь
его можно окрасить (это не обязательно,
но крайне желательно, поскольку, хотя паруса чистого белого цвета, изготовлявшиеся
из хлопка, и существовали, в мировом
масштабе они были, скорее, исключением).
Для этого парус нужно как следует
намочить.
Затем
следует нанести краску – для этой цели
идеально подойдёт желтовато-коричневая
проливка, каковую производители имеют
обыкновение именовать «сепией». Проливку
следует наносить с большой осторожностью,
чтобы весь парус оказался покрыт ей
равномерно.
Покрашенный
парус следует повесить на просушку.
Замысловатая
конструкция, изображённая на фотографии,
служит для того, чтобы в процессе высыхания
парус принимал выпуклую форму.
После
высыхания следует прикрепить парус к
рею. Для этого понадобятся нить и иголка.
Один
из концов нити нужно привязать к рею.
Узел
следует пролить клеем и обрезать остаток
нити.
Теперь
другой конец следует продеть через
верхний угол паруса.
Пропустив
нить по шкаторине, следует вывести её
наружу на расстоянии около 20 – 30 мм от
угла.
Теперь
нужно пропустить через парус всю длину
нити, так, чтобы угол паруса соприкасался
с концом рея.
После
этого нужно обернуть нить вокруг рея…
…и
затянуть петлю, как показано на фото.
Далее
нужно продолжить пропускать нить по
шкаторине паруса, делая петли через
одинаковые интервалы.
Дойдя
до другого конца рея, нужно завязать
нить на узел…
…пролить
узел клеем и обрезать конец нити.
Наконец,
осталась последняя операция, после
которой парус можно будет устанавливать
на модель. Нужно продеть внутрь шкаторин
паруса тонкую медную проволоку, которая
позволит придавать парусу необходимую
форму.
Для
начала проволоку нужно продеть вдоль
одной из боковых шкаторин.
Убедившись,
что проволока дошла до самого верха
паруса, нужно загнуть нижний конец
проволоки и продеть его по нижней
шкаторине.
Подтянув
проволоку – так, чтобы она не торчала
из угла паруса – нужно продеть её вдоль
оставшейся боковой шкаторины.
Теперь
проволоку снова нужно подтянуть и
обрезать всё лишнее – парус готов.
Нижние
паруса наиболее рационально (с варгеймерской
точки зрения) делать убранными – это,
как отмечалось ранее, облегчает доступ
к палубам. Чтобы сделать убранный парус,
продевать вдоль шкаторин проволоку не
нужно.
Вместо
этого следует сложить вместе свободные
углы паруса так, чтобы он принял
треугольную форму, а затем ещё раз
сложить парус пополам, как показано на
фото.
После
этого всю конструкцию следует закрепить
светлой ниткой.
Теперь,
отступив от конца рея примерно на 1/5 его
общей длины, нужно продеть между реем
и парусом толстую нить.
Нить
нужно обернуть вокруг паруса…
…затянуть…
…затем
– обернуть вокруг рея и завязать на
узел.
После
этого нить нужно вторично обернуть
вокруг рея…
…и
вокруг паруса.
Затем
нить нужно снова завязать на узел.
Узел
следует пролить клеем и обрезать излишки.
Теперь
нужно повторить процедуру ещё трижды.
Убранный парус готов.
Убранные
латинские паруса делаются аналогичным
способом. Единственное отличие состоит
в том, что имеющий треугольную форму
латинский парус нужно складывать
несколько иначе.
Молодец!
ОтветитьУдалить