среда, 31 октября 2018 г.

Такелажные работы – 3


Проводка бегучего такелажа


В заключительной части заметок о картонном судостроении будет, как видно из названия, обсуждаться проводка бегучего такелажа.

Напомним читателю, что наши заметки пишутся, так сказать, с варгеймерской точки зрения, так что автор этих строк позволяет себе допускать вольности, непозволительные с точки зрения ортодоксального судомоделизма.
Одна из таких вольностей – цвет ниток, используемых в качестве бегучего такелажа. Обыкновенно принято изготовлять бегучий такелаж из светлых нитей. Это объясняется тем, что стоячий такелаж покрывался смолой для защиты от морской воды и, действительно, имел цвет, близкий к чёрному. В свою очередь, бегучий такелаж смолой не покрывался, поскольку он должен был регулярно находиться в движении, а покрытие смолой затруднило бы прохождение канатов через блоки и работу матросов с канатами.
Тем не менее, автор этих строк счёл возможным использовать для бегучего такелажа нити чёрного цвета. В конце концов, других вольностей и так было допущено вполне достаточно для того, чтобы ортодоксальный судомоделист захотел побить автора этих строк ногами, так что терять всё равно уже нечего.
Впрочем, довольно пустопорожних словоизлияний.

Блоки

Итак, для проводки бегучего такелажа, помимо нитей, потребуются блоки. Как и в случае с юферсами, в принципе блоки можно выточить самостоятельно, но гораздо удобнее купить готовые в специализированном магазине (благо, в нынешний век интернета таковая возможность стала общедоступной). Автор этих строк предпочитает использовать одношкивные 5-мм блоки.


Для установки блок нужно обвязать нитью, оставив с двух сторон достаточно длинные хвосты. Узел стоит пролить клеем.


Оставшиеся концы нити следует обернуть вокруг объекта, на котором будет устанавливаться блок.


Затем их следует связать…


…пролить узел клеем и обрезать излишки нити.


В общем случае, под каждым салингом потребуется привязать по четыре блока – два под фалы и два под топенанты (подробности – ниже).


Кроме этого, в различных местах потребуется установить дополнитеьные блоки для проводки брасов (подробнее этот вопрос будет, опять же, обсуждаться ниже).


На бизань-мачте, помимо блоков под брасы, нужно будет установить блок для проводки бизань-рю-фала.


Наконец, блоки нужно закрепить на ноках фока- и грота-реев.


Фалы

Фалы предназначены для того, чтобы регулировать высоту подъёма реев.
Прежде всего фалы стоит привязать к рею, как показано на фото.


Узлы следует пролить клеем и обрезать излишки нити, после чего свободные концы фалов следует пропустить через блоки под соответствующим салингом.


Затем фалы следует подтянуть так, чтобы рей оказался на необходимой высоте, после чего их следует закрепить на кофель-нагельной планке под мачтой.


Место крепления следует пролить клеем. По высыхании клея следует обрезать излишки нити.

Топенанты

Топенанты предназначаются для выравнивания реев в вертикальной плоскости.
Есть несколько вариантов крепления топенанта. Простой вариант (в данном случае он был использован для марса-реев) состоит в том, что топенант крепится на ноке рея, проводится через блок…


…и закрепляется на кофель-нагельной планке под мачтой.


Заметьте, что фалы и топенанты верхних реев проводятся через отверстие в марсе, как показано на фото.

Более замысловатым образом проводятся топенанты нижних реев. В этом случае коренной конец топенанта крепится на салинге.


Топенант вначале проводится через блок на ноке рея…


…затем – через блок под салингом…


…и, наконец, закрепляется на кофель-нагельной планке.



Брасы

Брасами называются снасти, предназначенные для управления положением реев в горизонтальной плоскости.

Здесь автор этих строк должен сделать очередное торжественное заявление. До этого момента допущенные им искажения заключались в крайнем упрощении тех или иных деталей такелажа. В случае с брасами пришлось пойти дальше и проводить их заведомо неправильным образом, поскольку, с одной стороны, при правильной проводке брасов доступ к палубам окажется затруднён, и, с другой стороны, брасы абсолютно необходимы для того, чтобы удерживать рангоут в стабильном положении.

Итак, все обо всём предупрежден и можно приступать к заведомо неправильной проводке брасов.

Прежде всего, брас нужно закрепить на ноке рея.


Далее, брас следует провести через соответствующий ему блок (в случае фор-марса-рея, блок был установлен на грот-стень-штаге).


Наконец, брас следует закрепить на ближайшей кофель-нагельной планке.


Брасы грота- и грот-марса-реев грот-мачты в данном случае были проведены через блоки на топе бизань-мачты (см. выше), а брасы фока-рея – через блоки под салингом грот-мачты.



Шкоты

Шкоты используются для того, чтобы закреплять в нужном положении нижние углы парусов.
В данном случае мы не будем рассматривать установку шкотов нижних парусов (поскольку все они убраны и шкоты, с практической точки зрения, не нужны).
Шкоты верхних парусов в действительности проводились через блоки на ноках реев и крепились на кофель-нагельных планках, рымах и иных приспособлениях соответствующего толка.
Поскольку в нашем случае примерно там уже проведены топенанты нижних реев, мы не будем воспроизводить проводку шкотов в полном объёме и ограничимся тем, что прикрепим шкотовые концы марселей к нокам нижних реев.

Итак, нам потребуются иголка и нить, причём на конце нити нужно завязать узел.


Узел нужно пролить клеем и обрезать остаток нити.

После этого шкот нужно продеть через шкотовый угол марселя.


Затем нужно протянуть нить через парус (так, чтобы узел оказался внутри загнутых слоёв ткани) и обернуть вокруг блока на ноке нижнего рея, как показано на фото.


Теперь нужно затянуть узел таким образом, чтобы шкотовый угол паруса соприкасался с ноком рея.


Узел, как обычно, следует пролить клеем, после чего нужно будет обрезать излишки нити.

Бегучий такелаж бизань-мачты

Рей с косым парусом на бизань-мачте (этот рей также называется бизань-рю) устанавливается несколько особым образом.
Прежде всего, строго по центру бизань-рю следует установить блок для проводки фала.


Далее нужно будет заняться изготовлением детали, которая, если по-хорошему, должна присутствовать и на реях прямых парусов. Речь идёт о бейфуте, т.е. тросе, цепи или сложной конструкции из троса и деревянных деталей, посредством каковой рей прикрепляется к мачте.
Поскольку для надёжного крепления реев прямых парусов на модели эта деталь, в общем, не нужна, автор этих строк решил без неё обойтись. В случае же бизань-рю бейфут абсолютно необходим. Для полноты картины заметим, что бейфут бизань-рю отличался от стандартного бейфута, поскольку от них требовалось выполнять несколько различающиеся функции.

Итак, прежде всего нам потребуется блок. Если у читателя, как и у автора этих строк, в распоряжении есть только одношкивные блоки, в этом блоке нужно будет просверлить дополнительное отверстие, как показано на фото.


Через одно из отверстий в блоке нужно пропустить нить.


Затем один из концов нити нужно обернуть вокруг рея…


…и пропустить через второе отверстие в блоке.


Концы нити следует обернуть вокруг бизань-мачты и завязать на узел в районе блока.


Узел, в свою очередь, нужно пролить клеем, после чего следует обрезать излишки нити.


Бейфут готов; теперь можно заняться фалом. Прежде всего нужно закрепить коренной конец фала на салинге бизань-мачты.


После этого фал проводится через блок на бизань-рю…


…затем – через блок на салинге.


Наконец, фал нужно натянуть так, чтобы рей оказался на необходимой высоте, после чего фал следует закрепить на кофель-нагельной планке.


Осталось закрепить передний конец бизань-рю. В действительности для этого служили бизань-булини (не путать с булинями прямых парусов), которые проводились через систему блоков, закреплённых на бизань-рю и на вантах грот-мачты. Мы не станем воспроизводить эту систему и ограничимся тем, что прикрепим бизань-рю к заранее предусмотренному рыму.

Для этого нужно провести через рым нить.


Затем один конец нити нужно привязать к рыму, а другой – к бизань-рю, как показано на фото.


Узлы следует пролить клеем, после чего излишки нити нужно будет обрезать.


Завершить постройку корабля приличествует поднятием флага. Для этого под клотиком грот-мачты нужно закрепить блок.


Флаг изготавливается по стандартной технологии (распечатывается на принтере, складывается пополам и склеивается), при этом внутрь следует вклеить достаточно длинную нить. Автору этих строк давно не приходилось изготовлять флаги, поэтому фотографий данного процесса, увы, не будет.

Так вот, один из концов вклеенной внутрь флага нити нужно провести через блок…


…и закрепить где-нибудь в районе ближайшего салинга (например, на блоке, через который проведён топенант). Заметим, что использование пинцета может существенно упростить эту задачу.


Другой конец нити также нужно закрепить на салинге, при этом следует проследить, чтобы нить была как следует натянута и чтобы флаг смотрел в нужную сторону.


Проливать узлы клеем в данном случае не следует; наоборот, предлагаемая система позволяет, по мере необходимости, сменять на модели флаги.

Итак, корабль построен.









В заключение хотелось бы вспомнить сентенцию из средневекового английского трактата "Ancrene Wisse". Автор упомянутого трактата высказался в том духе, что, если бы заранее знал, сколько времени и сил уйдёт на его написание, он, автор, предпочёл бы, вместо написания трактата, прогуляться пешком в Рим и обратно. Так вот, примерно такие же мысли посещают и автора этих строк.

17 комментариев:

  1. Соглашусь. Очень кропотливая работа. Для очень усидчивых и аккуратных людей. С удовольствием следил за процессом. результат великолепный. Оно того стоило!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Рексу, не Цицерону похвала достоит", что в данном случае должно означать, что у поминавшихся в тексте ортодоксальных судомоделистов-из-дерева и работа посложнее, и результат гораздо более впечатляющий. Но, тем не менее - спасибо за высокую оценку моей деятельности.

      Удалить
  2. Да работа очень трудоёмкая!Автору респект!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за весь цикл! С удовольствием следил за развитием с самого начала.
    Семь футов под килем и попутного ветра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что мои сочинения читают, в конечном итоге и побудило меня довести таки серию заметок до конца. Так что премного благодарствую за благожелательные комментарии.

      Удалить
  4. Рад, что мои сочинения кому-то полезны.

    ОтветитьУдалить
  5. Я просто выпал в осадок, насколько же здорово сделано! И написано хорошо. Титанический труд перемежать кучу фоток с описаниями. Снимаю шляпу, сэр!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поощрение, как верно заметил Козьма Прутков, столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза ;)
      Так что благодарствую за высокую оценку моей, так сказать, литературной деятельности.

      Удалить
  6. Спасибо за обзоры. Я свой бложек забросил, но за Вашим слежу пристально. Скоро буду строить шлюп, так что все материалы пригодятся более чем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во-первых, рад, что мои заметки читают; вдвойне замечательно то, что читатели находят их полезными.
      Во-вторых, позвольте осведомиться - шлюп предполагается родной фаерлоковский, или как?

      Удалить
    2. Файрлоковскийю да. Думаю, буду все делать проще, но подточть мачты и сделать ванты с юферсами вполне планирую.

      Удалить
    3. Я, собственно, интересовался в корыстных целях - хотел набраться наглости и попросить зафотографировать родной корпус рядом с линейкой. Однако сегодня (вернее, уже вчера) один коллега получил посылку и принёс в клуб, через что я имел возможность вдумчиво снять необходимые размерения. Так что необходимость приставать к вашей милости со странными просьбами отпала.
      Так или иначе - желаю творческих успехов.

      Удалить
  7. привет, а какие размеры корабля, вернее чисто размеры корпуса, высота борта, длина на уровне ватерлинии ?

    ОтветитьУдалить