пятница, 3 августа 2018 г.

Заметки о картонном судостроении - 3


Часть 3 – сборка каркаса


Приборы и материалы: бумага, картон толщиной 2 и 1 мм, клей-карандаш, суперклей, компьютер, оборудованный принтером, нож для резки бумаги, ножницы, металлическая линейка, стопка увесистых книг.



Первое действие тривиально: листы с деталями следует распечатать посредством принтера. После этого детали нужно вырезать и наклеить на картон при помощи клей-карандаша. Для каркаса настоятельно необходим картон толщиной 2 мм; для палуб и деталей обшивки понадобится миллиметровый картон (впрочем, можно использовать и более толстый картон). На всякий случай следует заметить, что гофрированный картон для наших целей не подойдёт – нужен именно нормальный плотный картон.


В ходе высыхания лист картона может несколько покоробиться. Для деталей палубы и обшивки, каковые и так нужно будет сгибать, это не страшно. Напротив, детали каркаса должны оставаться прямыми. Чтобы достичь этого, листы картона с наклеенными выкройками необходимо положить под пресс до высыхания. В качестве пресса идеально подойдёт стопка книг.


Когда листы вполне высохнут, нужно будет вырезать детали. При работе с картоном ни в коем случае не пользуйтесь ножницами! Вырезать детали следует острым ножом; прямые линии – по линейке (во избежание эксцессов, линейка должна быть металлическая), кривые – либо, как делает автор этих строк, на глаз, либо, если читатель не уверен в своём глазомере и твёрдости руки, по лекалу.

***
Уголок техники безопасности
Сейчас будет высказана банальная, наверное, мысль, но её всё-таки нужно высказать: при работе с ножом берегите пальцы. Особенно это касается тех случаев, когда нужно резать по прямой при помощи линейки. В этих обстоятельствах нужно следить за расположением пальцев со всем возможным вниманием.
***

При вырезании деталей каркаса следует обратить внимание на толщину пазов. Как правило, после масштабирования она оказывается подходящей (т.е. около 2 мм), но в некоторых случаях может потребоваться вырезать пазы несколько шире (или, напротив, уже), чем имеющиеся на выкройках. При этом нужно расширять или сужать паз равномерно в обе стороны.

Итак, детали нарезаны, и можно заняться сборкой.


Прежде всего необходимо склеить две половины килевой рамки.


Нужно соединить обе части и выровнять их с помощью линейки.


Для прочности соединения сверху следует наклеить кусок картона.

 (Обратите внимание: на фото наклеены два куска картона, чтобы оставить место для установки полуплоскости)

И, наконец, нужно повторить процедуру с другой стороны килевой рамки в целях увеличения прочности конструкции.

Килевая рамка - вид сверху.

Когда суперклей высохнет, можно будет установить шпангоуты. Если читатель последовал совету из предыдущей части и в ходе компьютерной обработки убедился, что все шпангоуты правильно пронумерованы, никаких трудностей возникнуть не должно.

 
Затем следует установить полуплоскости.


После этого нужно зафиксировать каркас, пролив его суперклеем. При этом важно следить, чтобы склеиваемые детали нигде не были перекошены.



***
Уголок техники безопасности
В ходе сборки модели суперклей будет использоваться часто и помногу, поэтому небесполезно будет рассмотреть два связанных с этим момента. Во-первых, как известно всякому, хоть немного работавшему с суперклеем, он имеет тенденцию налипать на пальцы. Если читатель уделает пальцы суперклеем (а в ходе сборки корпуса это гарантированно произойдёт), у него есть три выхода:
а) молча страдать до тех пор, пока суперклей не отвалится сам собой;
б) дождаться полного высыхания (!!!это важно – именно полного высыхания!!!) и отодрать суперклей от пальцев с помощью зубов, ножа, пемзы или ещё какого-нибудь подходящего для этого предмета
в) оттереть суперклей с помощью тряпки, смоченной ацетоном
Кроме того, можно минимизировать риск уделать пальцы, заблаговременно надев на руки медицинские перчатки.
Во-вторых (это менее известно), пары цианакрилата – это не самая приятная штука; если ими надышаться, можно на недельку-другую совершенно вывести из строя носоглотку. Поэтому стоит держать склеиваемые детали как можно дальше от носа и вообще работать в хорошо проветриваемом помещении (при работе зимой бывает целесообразно, например, поработав около 10 минут, открыть все окна и на полчаса ретироваться в другую комнату). Также небезынтересной может оказаться мысль об использовании респиратора.
***

Теперь нужно соединить половины полуплоскостей таким же образом, как это было проделано с килевой рамкой.


При этом стоит следить за тем, чтобы килевая рамка оставалась прямой, с помощью линейки.


После этого нужно установить дополнительные детали каркаса носа…


…кормы…


…дополнительные палубы…


…и степсы.


Собранный степс:

Обратите внимание: дополнительные палубы выполняют, кроме всего прочего, функции степсов.


Когда все дополнительные части каркаса будут установлены, их тоже нужно будет зафиксировать суперклеем.
На этом сборку каркаса можно считать оконченной.

4 комментария:

  1. Отлично! Но мало. Жадный до впечатлений мозг желает узнать все и сразу. Жду продолжения с нетерпением.

    А пока пара вопросов: первый - что за корабль используется в этой постройке?
    Второй - на форштевне и на пере руля есть горизонтальная линия, совпадающая с нижней кромкой паза под полуплоскость. Я почти уверен что это ватерлиния. Как раз то, о чем я говорил в комментариях к предыдущему посту. Оправданно ли такое уменьшение осадки? Не будет ли силуэт корабля "завышенным"?

    П.С. Хотя там всего два фута разницы..

    ОтветитьУдалить
  2. Во-первых, спасибо.
    Во-вторых, организовать всё и сразу будет затруднительно. Сейчас корпус фактически достроен, материала нафотографировано дофига, но нужно это всё разбирать и сочинять сопроводительный текст, а времени (учитывая другие проекты и работу на заказ) катастрофически не хватает. Так что два выпуска в неделю - это предельный темп.
    В-третьих, корабль выведен путём скрещивания двух разных моделей (хымысы "вульф" от шипярда и "черная жемчужина", разработанная неким японцем), с разнообразными модификациями. В частности, уровень палуб относительно источников был понижен примерно на 5 мм. Так что силуэт выглядит, на мой взгляд, вполне нормально, в чём можно будет убедиться, когда я доберусь до фотографий более поздних стадий сборки. (И да, горизонтальная линия на штевнях - это таки ватерлиниия. Точнее, была в оригинале.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такие статьи!
      А про "мало" - это так, самоирония.

      Удалить
    2. Рексу, не Цицерону похвала достоит ;)
      Вообще, приятно, когда твои опусы читают, а когда их читают грамотные люди, которые притом отзываются о них с похвалой, приятно вдвойне.

      Удалить