вторник, 7 августа 2018 г.

Заметки о картонном судостроении - 4


Часть 4 – палубы



Приборы и материалы: суперклей, нож для резки бумаги, ручка, металлическая линейка, автомобильная грунтовка.

Последнее, что осталось сделать перед установкой обшивки – настелить палубы. Оговоримся, что, в зависимости от исходной модели палуба может быть упрощённой – плоской – или реалистической. В последнем случае она будет иметь слабо выраженную седлообразную форму.
Именно этот случай мы и будем рассматривать; при установке плоской палубы некоторые из нижеописанных процедур будут, по причинам, которые станут очевидными далее, совершенно излишними.
Как правило, палубы судомоделей даются единой деталью. Однако при попытке настелить такую палубу (повторим: речь идёт о палубе седлообразной формы) читатель потерпит досадное фиаско – палуба встанет на место неровно (такую бугристую палубу можно наблюдать в первой части этих заметок, на фотографии неудавшегося фрегата).
Чтобы обойти это затруднение, палубу нужно разрезать на полосы. Вначале её следует разделить с помощью ручки и линейки на две половины.

Обратите внимание – слой бумаги, на котором была напечатана деталь, был ободран. Для большей прочности склеивания следует избавиться от лишнего слоя бумаги и, в особенности, от клеящего карандаша.

Затем следует разлиновать палубу на полосы шириной 10-15 мм и разрезать её по полученным линиям.


Начинать настилать палубу следует с середины.


Пытаться приклеивать длинную деталь за один приём не стоит; следует промазывать суперклеем небольшие участки, приклеивать деталь к ним, следя за тем, чтобы ничего не перекосить, затем приклеить деталь на следующем участке и т.д.


Итак, первая полоса приклеена.


Прежде, чем приклеивать вторую полосу, следует вырезать отверстие под мачту (там, где в килевой рамке предусмотрен степс), а также – под битенг.


Битенги – это столбы квадратного сечения, к которым (вернее сказать, к установленной между которыми кофель-нагельной планке) крепится бегучий такелаж. Подробнее эти вопросы будут рассмотрены в следующих частях. Пока что достаточно указать, что на каждую мачту потребуется два битенга (на настоящем парусном судне их больше, но нам вполне хватит), и их следует устанавливать позади мачты на расстоянии 5-10 мм. Расстояние между двумя битенгами должно быть около 15-20 мм.

Теперь можно устанавливать вторую полосу – с другой стороны от центра палубы.


Для большей прочности шов между полосами следует пролить суперклеем.


Затем во второй полосе также следует прорезать отверстия под мачту и битенг.


После этого нужно установить ещё две полосы – по обе стороны от уже установленных.


В этих полосах следует прорезать вторые половины отверстий под битенги.



Далее вышеописанным способом (с тем исключением, что больше отверстий прорезать не нужно) устанавливаются оставшиеся полосы.


Перейдём теперь к установке полубака (на всякий случай, поясним: полубаком называется палуба на носовой надстройке корабля). В данном случае полубак имеет небольшую длину, поэтому разделять деталь на отдельные полосы не потребуется.


Как можно видеть, в ходе компьютерной обработки полубака отверстия под битенги предусмотрены не были. Решение очевидно – разметить их с помощью ручки и линейки.


Прорезав отверстия…


…можно установить полубак на надлежащее место.


Поскольку исходная модель была сильно модифицирована, торцы носовой надстройки не соответствуют шпангоутам. Следовательно, требуется приклеить заглушки (кроме этого, нужно установить фрагмент палубы на носу).

Обратите внимание: заглушки были вырезаны с припуском, чтобы была возможность подогнать их по месту. В таких случаях после высыхания всё лишнее необходимо обрезать.

Также в этот момент устанавливается часть обшивки кормы.


После высыхания клея следует, как отмечалось выше, обрезать всё лишнее. Заметьте, что, если какие-нибудь детали каркаса или палубы выпирают за общие обводы модели (это может произойти в результате недостаточно аккуратного выполнения некоторых из описанных ранее процедур), их также может иметь смысл подрезать.


Наконец, внутренние части каркаса можно загрунтовать (хотя настоятельной необходимости в этом нет). Для этих целей следует использовать самую дешёвую автомобильную грунтовку, какую только удастся найти.


Проницательный читатель мог заметить, что полуют (опять же, на всякий случай поясним: так называется палуба на кормовой надстройке) установлен не был. Почему это произошло, будет объяснено в дальнейшем.

3 комментария:

  1. Ты себя нормально чувствуешь после такого активного применения супер-клея? У меня от приклеивания подставок и то глаза режет, а тут у тебя он просто течет ручьями 8о

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, вопрос суперклея я рассматривал в предыдущем выпуске. Держать нос как можно дальше от склеиваемых поверхностей, открыть все окна, врубить вентилятор на полную мощность, делать регулярные перерывы. Только таким путём мы можем спасти весь флот - как наш, так и шестой американский.
      Раньше, когда опыта было меньше, разумеется, случались эксцессы - как-то раз я недели на две совершенно убил себе носоглотку.

      Удалить
    2. И в правду, что-то я упустил

      Удалить